ГКУ Приморского края по опжарной безопасности, ГОЧС

Противопожарная служба Приморского края. Этапы становления и развития.


г. Владивосток начало 20-х годов

(фотография найдена строителями при реставрации цирка в 2016 году и передана в дар ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС)

Первое упоминание о Приморской пожарной охране относится к 1875 году.

30 ноября 1875 года на II заседании Владивостокской Городской Думы было решено утвердить должность маклера и приобрести пожарную помпу. Ассигнованы средства на постройку колодцев - в городе остро ощущался недостаток воды.

В 1877 году были куплены пожарные инструменты. Этот год «следует считать первым, в коем окончательно организована в городе пожарная часть: четверо дрог с бочками, два брандспойта и другие мелкие инструменты при 8 лошадях» (Годовой отчет Владивостокской городской управы за 1877 г., с. 9). Для предупреждения пожаров на Алексеевской горе была построена сторожевая будка, а для пожарных инструментов устроен сарай. Пожарная часть находилась в ведение полицмейстера.

В 1879 году для предупреждения пожаров во Владивостоке был введен ночной обход, состоящий из солдат местного гарнизона. Из всех расположенных в городе войск только порт имел пожарный обоз.

К началу 1884 года пожарный обоз состоял из 5 нижних чинов, назначаемых из расположенных в городе воинских команд. Пожарное оборудование состояло из 1 ручной машины, вторая была совершенно испорчена, 10 лошадей, 3 бочек на колесных ходах и самого ограниченного ручного инструмента. В этом же году пожарная команда увеличена до 10 человек.

В 1885 году из Европейской России выписаны две ручные трубы с запасом шлангов, 6 окатов колес под обоз с чугунными спицами, 6 полных конских упряжей.

В 1887 году построен сарай для обоза с печами - чтобы не замерзала вода зимой в бочках, деревянные конюшни на 20 лошадей. 7 ноября 1887 года образуется Вольно-пожарное общество.

В 1890 году в пожарной команде состоит 21 нижний чин, в обозе 20 лошадей. Для усиления пожарной команды во время крупных пожаров по-прежнему пользуются помощью военного гарнизона. Из справочника-путеводителя, изданного в 1891 году в г. С-Петербурге мы узнаем, что во Владивостоке для работы на пожарах создана вольная пожарная партия из 100 китайцев. Управа снабдила их одной ручной машиной, бочками на ручных двухколесных тележках. Для управления партией назначен один заведующий из русских.

Для предупреждения пожаров, городским общественным Управлением нанят особый подрядчик для очистки дымовых труб.

К началу 1890 года более или менее устроенные пожарные обозы в Приморской области были только в городах Владивостоке и Хабаровске. Из сел пожарная часть была организована только в селе Никольском. Здесь имелось две пожарные машины, багры, лестницы и т.п., для подвоза воды имелось 6 бочек. Население ежегодно нанимало 8 лошадей в пожарный обоз. В случае пожара сельский староста собирал людей на тушение пожара.

В 1895 году в пожарном обозе Владивостока - 2 большие машины, возимых лошадьми, одна из них была с нагревателем, 2 ручные машины, 3 ручные помпы, 1 линейка с инструментом, 7 бочек для подвоза воды. Число пожарных служителей составляло 20 человек во главе с брандмейстером.

25 февраля 1901 года состоялось испытание первой в городе паровой пожарной машины, струя которой била почти на 100 саженей (около 200 м.).

В апреле 1907 года утверждаются проекты строительства пожарных депо г. Владивостока. Одна пожарная команда должна быть расположена в центре города по ул. Суйфунской (ныне Уборевича), другая на ул. Манчжурской (ныне Махалина). Проект здания разработан главным архитектором города Постниковым Ф.Ф.

г. Владивосток 2016г.

Штатное расписание 1909 года на всю пожарную команду Владивостока: брандмейстер - 1; пом. Брандмейстера - 1; служители по разрядам: V - 44; IV - 2; III - 1; II - 1; I - 1.

По данным первый автомобиль в пожарной команде Владивостока появился в 1913 году и был передан в Суйфунскую команду. Конструкция автомобиля была несовершенна, он часто ломался, был не приспособлен к езде по холмистой местности. В практике Владивостокской пожарной охраны автомобили нашли применение в 1915 году. Портом были переданы городской пожарной охране 2 автомобиля фирмы «Камеркар»: 1-й 40-сильный с насосом, дающий 140 ведер в мин., 2-й грузовой, переделанный под вспомогательный автомобиль для перевозки шлангов, команды, пожарного инструмента и лестниц. На автомобилях баки емкостью по 85 ведер, запас рукавов на 600 саженей, раздвижная лестница на 7 саженей. К этому времени пожарная команда имеет 2 паровые машины по 25 лошадиных сил, дающие по 100 ведер в минуту, одна бензо-моторная - 50 ведер в минуту. Количество лошадей за счет применения техники сокращено до 21.

Частые пожары в порту зимой и летом 1916 года, в начале 1917 года - пожар артиллерийских припасов на 17 причале, сопровождавшийся взрывом, привели к необходимости постройки портом пожарного депо на Эгершельде на пять конных выездов. В 1920 году депо передано городу, где и была организована III пожарная команда, получившая название Эгершельдской, которая действует и сейчас. Состав Эгершельдской пожарной команды по состоянию на 1922 год: 1 брандмейстер, 13 служителей, обоз - 3 лошадей, 2 бочки, 1 ручная труба.

В 1918 году декретом СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» утвержден Пожарный совет, который вошел в состав Комиссариата по делам страхования.

г. Владивосток 2016г.

С 1920 года пожарная охрана была включена в состав Главного управления коммунального хозяйства НКВД, где был образован Центральный пожарный отдел, координирующий работу пожарной охраны страны. После окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке в 1922 году такая система была создана и в Приморье.

В августе 1920 года Маньчжурское отделение Суйфунской команды перебазируется в депо ликвидированного пожарного общества - в Куперовскую падь. Отныне оно будет именоваться II п/ч или Первореченской пожарной командой. На ул. Маньчжурской еще какое-то время будет существовать пожарный пост. Состав Первореченской пожарной команды по состоянию на 1922 год: 1 брандмейстер, 13 служителей, обоз - 7 лошадей, 2 бочки, 1 ручная труба.

В 20-е годы самой мощной по тем временам в городе была Суйфунская пожарная команда, ее еще называли центральной. В ней располагался брандмайор всей Владивостокской городской пожарной команды. Состав команды: 1 брандмейстер, 45 служителей, обоз - 1 автонасос, 1 пожарная автолинейка, 1 автобочка, 1 линейка, 2 ручные трубы, 4 бочки, 1 рукавная телега, 1 паровая машина, 13 лошадей.

В 1929 - 1932 годах на вооружении были конные обозы, пожарные автоходы иностранного производства. С 1932 года появляется пожарная автотехника отечественного производства.

г. Владивосток 2016г.

В 1934 году с образованием Народного Комиссариата внутренних дел в его составе создано Главное управление пожарной охраны, на которое возлагаются функции осуществления мер пожарной безопасности.

В 1938 году во Владивостоке был организован отдел пожарной охраны, подчинявшийся Главному управлению пожарной охраны. На охране народного достояния от огня в Приморье, кроме Владивостокской, были созданы пожарные команды Уссурийска, Спасска, Имана, Лесозаводска, Черниговки, Шкотово, Арсеньева по охране Артемовской ГРЭС.

В годы Великой Отечественной войны структура построения пожарной охраны претерпела некоторые изменения. В 1943 году были военизированы 1, 2, 3-пожарные команды г. Владивостока, а также пожарные команды других городов Приморья. Военизированные пожарные команды вошли в состав служб МПВО.

В 1946 году вместо существующего отдела пожарной охраны создается Управление пожарной охраны. В военизированных пожарных частях появляются звенья газодымозащитной службы (ГДЗС).

В 1951 году был организован отдельный пост на ст. Океанской, в 1952 году закончилось формирование 4-й военизированной пожарной части г. Владивостока.

Для усиления профилактической работы среди населения в период с 1948 по 1954 г.г. утверждены инспекции государственного пожарного надзора во Владивостоке, Находке, Уссурийске, Артеме, Сучане, Арсеньеве, Шкотово, Дальнегорске.

Важную роль в организации пожарной охраны периода 60-х годов сыграли постановления Совета Министров СССР 1966 г., на основании которых, все подразделения пожарной охраны страны стали подчиняться МВД. В период 1966 - 1967 г.г. происходила организационная перестройка Приморской пожарной охраны. Было создано 51 подразделений, 9 отрядов, 40 отдельных частей общей численностью 1300 человек.

В 1978 году в крае происходит внедрение автоматических систем обнаружения пожаров. Только за год смонтировано 10 713 средств автоматического обнаружения и тушения. В 1979 году 1 174 автоматические установки тушения и предупреждения пожаров. Обучено правилам пожарной безопасности в быту 120 тыс. человек. Спасено на пожарах личным составом 155 человек и материальных ценностей на 17 миллионов рублей.

       В 1956 году впервые в истории пожарной охраны Приморья проведены первые городские и районные соревнования по  пожарно-прикладному спорту, а через год установлены три новых краевых рекорда. В 1959 году сборное отделение края на соревнованиях в городе Иркутске заняло второе место. С каждым годом растёт число участников состязаний на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. В августе 1961 года в Уссурийске на краевых соревнованиях участвовали 42 добровольца из  Уссурийска, Спасска, Лесозаводска, Дальнереченска, села Черниговка, посёлка Шкотово. I место - ДПД Спасска, II место – Уссурийска, III место – Дальнереченска. В 1962 году дружины Анучинского, Чугуевского и Лазовского районов премированы по  мотопомпе М-800.       

В 1964 году в соревнованиях частей ВПО УООП Приморского края участвовало 30 отделений. Из 180 участников 2 человека выполнили норму I разряда, 7 – II разряда и 34 – III спортивного разряда. В 1969 году в городе Хабаровске на соревнованиях Российской республиканской организации «Динамо» зоны Сибири и Дальнего Востока команда Приморского края заняла третье место, в городе Ростове-на-Дону в ходе Всероссийских соревнований по ППС – десятое из четырнадцати.  С 1968 года по инициативе советских пожарных начали проводиться состязания спортсменов социалистических стран. С 1973 года советские пожарные участвуют в международных соревнованиях на кубок Международного технического комитета по предотвращению и тушению пожаров.

Особенно своё бурное развитие пожарно-прикладной спорт в Приморском крае приобрел в 1990 годах, команда неоднократно становилась как призером так и чемпионом Сибири и Дальнего Восток, а так же в 1990 году в г. Кострома заняли первое место на чемпионате России.

Последние 12 лет сборная команда Приморского края является лидером на Дальнем Востоке. За все это время ни разу не уступила чемпионство в данном виде спорта. На территории Приморского края учитывая её высоко развитую спортивную базу проходят соревнования не только краевого и регионального ранг, но Российского и международного, так в 2003 году прошел второй открытый международный кубок Азии по пожарно-спасательному спорту, в котором сборная Приморского края заняла 3 место.

На сегодняшний день деятельность государственной противопожарной службы Приморского края осуществляется на основании Федерального Закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановления Администрации Приморского края от 12.09.2005 № 195-па «О противопожарной службе Приморского края», Уставов и лицензий МЧС России на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Одним из этапов развития и становления противопожарной службы Приморского края является создание  5 феврале 2005 года государственного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в составе учреждения вошло 20 отрядов противопожарной службы и 15 самостоятельных пожарных частей с общей штатной численностью 2 994 человека.

За период 2005-2016 годы проделана следующая работа:

- создано дополнительно 24 подразделения противопожарной службы Приморского края с общей штатной численностью 360 человек;

- построено три современных пожарных депо с тренировочными комплексами;

- приобретено 117 ед. пожарной техники с улучшенными техническими характеристиками,

- вся газодымозащитная служба Приморского края,  перешла на работу в дыхательных аппаратах на сжатом воздухе, для чего было закуплено  512 компл. дыхательных аппаратов;

- приобретено 591 компл. радиостанций, 25 компл. аварийно-спасательного инструмента с гидравлическими насосными станциями, 10 компл. прыжковых спасательных устройств, 1109 компл. боевой одежды пожарного, 225 комплектов специальной одежды спасателя, 4 шт. аварийных осветительных установок, 1127 шт. термостойких шлем-касок пожарного, 392 костюмов изолирующих, 291 скатка пожарных рукавов, 1 шт. акустический прибор для обнаружения пострадавших под завалами,

- для автономной работы подразделений противопожарной службы Приморского края закуплено 64 электрогенератора.

- развернуто 54 пульта краевой системы противопожарного радиомониторинга.

Безусловно, история пожарной охраны Приморья не закончена. Огнеборцы продолжают нести свою непрерывающуюся ни на час вахту. «Проносятся годы и даты, секунды летят вперебой, пожарные – это солдаты, готовые ринуться в бой». Множество подвигов совершил человек в борьбе с огнём: его бесстрашие, сила, находчивость, самопожертвование вставали на пути стихии. И какая бы совершенная техника ни приходила на помощь, какое бы замечательное снаряжение ни хранило в страшной схватке тех, кто выбрал себе делом всей жизни служение человеку, пусть всегда хранит вас «неопалимая купина» и пусть маленькая бесстрашная саламандра станет вашим талисманом.